Температурный режим закаливания воздухом в помещении
Местное воздействие |
Общее воздействие |
||
Начальная температура |
Конечная температура |
Начальная температура |
Конечная температура |
+22° С |
+18-16° С |
+22° С |
+19-20° С |
Закаливание воздухом осуществляется в виде местных и общих воздействий (после дневного сна, во время утренней гимнастики, в повседневных играх). Продолжительность закаливания может колебаться от 3-5 до 10-15 мин.
В теплое время года воздушные ванны на участке проводятся при температуре воздуха не ниже +18 °С.
Для закаливания целесообразно использовать также хождение босиком в помещении при температуре пола не ниже +18° С; продолжительность увеличивается постепенно с 3-4 до 15-20 мин.
Эффективность закаливания достигается использованием комплекса средств - сочетанием различных вариантов водных процедур с воздушными ваннами и воздействием ультрафиолетовой радиации.
Перед началом закаливания водой в качестве подготовительной процедуры, а также для физически ослабленных детей используют щадящие водные процедуры — влажное обтирание до пояса (температура воды та же, что и при общих обливаниях); обливание ног водой контрастных температур +35-36 °С и +24-25 °С с постепенным расширением диапазона температур соответственно +40-41 °С и +16-18 °С с учетом самочувствия детей.
Хороший способ закаливания - купание и плавание. Температура воды в бассейне должна быть в пределах +28-30 °С.
Один из эффективных методов закаливания детей, рекомендованных для проведения в дошкольном учреждении, - хождение босиком по ткани, обильно смоченной водой комнатной температуры и уложенной на массажные коврики. Можно использовать также способ топтания в тазу, наполненном на одну четверть водопроводной водой, в которой растворена марганцовка (розовый цвет), после чего дети проходят по сухой тканевой дорожке. Такой способ закаливания проводят после обеда, перед укладыванием детей на дневной сон.
Для профилактики заболеваний носоглотки используют ежедневное полоскание горла питьевой водой.
Способы закаливания
1. Дети ежедневно в любое время года 15-20 мин. играют (в одних плавках) в Простые игры типа «Я на солнышке лежу», «Загораю».
2.Сухое растирание салфеткой или специальной рукавицей рук, ног, плеч, груди самим ребенком.
3.Растирание раздетого ребенка сухой салфеткой с легким пощипыванием
кожи и похлопыванием.
4.Игра «Я — массажист»: лети попарно делают друг другу массаж спины,
«рисуя» контуры железнодорожного пути и приговаривая: «Рельсы-рельсы шпалы-шпалы, поезд-поезд».
5.Влажное растирание. Раздетого ребенка взрослые быстро обтирают влажным теплым полотенцем, после чего ему предлагается 10 мин. быстро побегать («Догонялки», «Обгонялки»). Через 10 мин. процедура повторяется, а затем ребенок растирается сухим полотенцем. При этом фиксируется эмоциональное состояние ребенка.
6.Во время приема воздушных ванн весьма эффективен особый поглаживающий массаж. Его можно делать и одетому в легкую одежду ребенку. Массаж делается очень нежно, почти незаметно, легкими прикосновениями к телу ребенка (вдоль позвоночника легко поглаживается спина ребенка двумя пальцами от шеи до копчика; затем снизу вверх вдоль позвоночника от копчика к шее; поглаживание от плеч к позвоночнику растопыренными пальцами и т.д.).
7.Контрастные ванночки для рук и ног
8. Ребенку предлагается постоять в горячей воде (температура 36°С) 7—8 сек. Затем он переходит на 3—4 сек. в ванночку с прохладной водой (температура 18 °С). Затем процедура повторяется, после чего ноги протираются досуха и делается индивидуальный массаж пальцев ног и стоп ребенком или воспитателем. В массаж стоп входят растирание, пощипывание и похлопывание с пожеланиями: «Будь здоровым, крепким, сильным».
Постепенно температура холодной воды понижается.
9. В группу в маленьком ведре вносится снег (зимой) или охлажденная вода (летом). Дети снегом (водой) растирают руки до ощущения сильного тепла,после чего руки ополаскиваются теплой водой и протираются сухим полотенцем.
10. Закаливание носоглотки. Полоскание рта и горла Игра «Волшебный напиток»
Дети садятся на ковре в позе факира, перед ними ставится вода в бокалах. Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а открыв глаза, произносят «волшебные» слова: Я хороший, добрый ребенок. Всем детям в группе я желаю здоровья. Пусть все будут добрыми и красивыми, милыми и счастливыми.
Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спонтанные.